imagesiskusstvo-kievskoj-rusi-ustrojstvo-krestovo-kupolnogo-hrama-thumb.jpg

Крестово-купольные храмы Древней Руси

Большинство древнерусских крестово-купольных храмов были трёхнефными. Храм завершался одном куполом. Она поставлена над противоположным западным углом храма. Успенский собор первоначально был трёхнефным храмом с нартексом.

Они считались пятинефными, как и София, но, возможно, их внешние нефы — это распространённые в храмах этого времени обходные галереи. План надвратной церкви Киево-Печерской Лавры. 1108 год. Четырёхстолпный храм с примыкающей к нему лестницей.

Крестово-купольные храмы Древней Руси

Принята классификация их типов по числу внутренних столбов: их именуют четырёхстолпными (аналог храма на 4 колоннах), шестистолпными, и есть редкие примеры восьмистолпных церквей. Каждый неф заканчивается с востока апсидой, а сверху храм завершен пятиглавием. Это также выражено и во внешнем облике храма. Так, вертикальное членение фасадов лопатками на прясла соответствует внутреннему расположению опорных столбов, поэтому центральное прясло шире боковых.

По бокам к западной части храмов примыкали дополнительные сооружения. Иконостас храма поставлен вдоль восточной пары столбов и отделяет восточную ветвь креста, но, поскольку алтарные преграды в XII веке были невысоки, это не нарушало единства интерьера.

Восточные столбы, к которым примыкала довольно высокая алтарная преграда, сделаны не крещатыми (как в большинстве храмов того времени), а плоскими. Восточная часть храма чаще делалась более короткой, а западная под хорами — более просторной, это выразилось в асимметрии боковых фасадов. К этому типу относятся храмы Старой Ладоги, из которых сохранились Успенская и Георгиевская церкви (1165 год). Угловые части соединены с интерьером храма низкими арочными проходами.

По его мнению, непосредственным предшественником и галицких, и владимиро-суздальских храмов является императорский собор в Шпейере. Такой тип храма был широко распространён в середине XII века. В отличие от новгородских четырёхстолпных церквей, храмы обладают выверенными пропорциями, строгой симметрией фасадов.

От последующих построек храмы Юрия Долгорукого отличаются лаконичностью внешнего оформления. Угловые купола были разобраны при перестройке храма в 1186—1189 годах. Тогда же собор получил галереи с четырьмя новыми главами. Внешний вид храма (до обстройки галереями) усложнялся лестничной башней и небольшими притворами. Притворы примыкали к каждому из трёх порталов храма: на западном и боковых фасадах.

Дворцовый храм в Боголюбове сохранился фрагментарно, но известно, что его столбы имели необычную круглую форму — в виде колонн. Постройки Андрея Боголюбского отличались от ранних храмов его отца богатым резным декором. Сохранился ряд храмов конца XII века, созданных, вероятно, одним архитектором — Петром Милонегом.

Типы православных храмов

Техника каменного строительства и архитектурная типология были заимствованы Древней Русью из Византии. Их постройки принадлежат к числу видных произведений византийской архитектуры, но с самого начала в них появляются собственные черты, обусловленные особенностями заказа и местными условиями. Восстановленный Успенский собор Киево-Печерской Лавры с отделкой в стиле украинского барокко.

Типология храма в целом схожа с Успенским собором Киево-Печерского монастыря. Собор Ивановского монастыря решён принципиально иначе. Это приземистый трёхнефный храм с нартексом и хорами. Первые каменные храмы после Крещения Руси строили приглашённые мастера. Это небольшие четырёхстолпные храмы с хорами и тремя высокими апсидами, завершенные одной главой (храм в Кидекше сохранился лишь частично).

Читайте также: