imagespochemu-poema-otnositsja-k-liro-epicheskomu-ganru-thumb.jpg

ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР

М., 1987. С. 106–107, а также статьи об отдельных жанрах в этом же словаре. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. В эпических жанрах имеет значение прежде всего противопоставление жанров по их объему. ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР сочетает в себе особенности изображения действительности, присущие и эпосу и лирике (баллада, роман в стихах), представляя собой их органическое, качественно новое сочетание.

С эпосом произведения Л.-э. ж. сближает в первую очередь развернутое сюжетное построение, изображение определенных и законченных человеческих характеров. И здесь поэт показывает внутренний мир своих героев в их развитии, постепенном росте, в эволюции. Продолжая это сопоставление, мы найдем соответствие между повестью и поэмой, рассказом и балладой.

Л.И. Тимофеев в «Основах теории литературы» причисляет к ним все стихотворные произведения, обладающие сюжетом, в том числе и роман в стихах, стихотворную повесть, оду, басню, поэму и балладу*.

Со времен античности термин «поэма» в широком смысле слова прилагается к любому художественному произведению как определение его высокой художественности*. Не меньшей давностью отличается и другая, более узкая трактовка поэмы как большого эпического стихотворного произведения, воспевающего подвиги героев.

Сложное сочетание реального и фантастического в судьбах героев античной поэмы-эпопеи как раз и составляет ее специфическую особенность. В эпоху средневековья поэма-эпопея восхваляла полководцев, князей и королей, идеализируя их подвиги. В XVII-XVIII вв. появляется множество комедийных поэм. Они существовали в двух основных разновидностях: поэмы пародийные и иронические. В этих произведениях смешивалась высекая, торжественная лексика с просторечьем, варваризмами и особенно с вульгаризмами.

В соответствии с этим герой изображается в необычной, чаще всего экзотической обстановке. В большом монологе раскрывается та единственная страсть к свободе, которая заполняла всю духовную жизнь Мцыри и привела его к побегу из монастыря. Жанр поэмы получил довольно широкое развитие у критических реалистов. Характерно, что в их поэмах отчетливо выражены и романтические тенденции (особенно в «Русских женщинах» Некрасова).

ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР

Произведения этого жанра воспроизводят прежде всего необыкновенные, исключительные события. Изображая судьбы героев, автор отказывается от широких обобщений, свойственных поэме и другим жанрам. Произведение обладает не только отчетливо выраженным сюжетом, но и определенными закономерностями в его развитии.

Занятие 24. Стихотворные жанры. Поэма

К другим особенностям баллады относится преобладание диалогов или монологов над авторской речью (причем в них обычно рассказывается и о наиболее важных событиях). Своеобразие этого жанра — повествовательное начало, остро драматический конфликт и неожиданная развязка — отчетливо выявляется, например, в известной балладе Ф. Шиллера «Перчатка».

В соответствии со спецификой жанра поэт опускает психологическую мотивировку поступков своих героев. Дань всеобщему увлечению балладой в первой трети XIX в. отдали А. С. Пушкин («Утопленник», «Русалка») и М. Ю. Лермонтов («Тамара», «Воздушный корабль»).

Аннотация научной статьипо литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы — Хунагова Белла Давлетуковна

В этот период к балладе обратились С. Есенин, Э. Багрицкий, Н. Асеев и др. Особой популярностью пользовалась «Баллада о синем пакете» Тихонова. Новизна событий, отраженных в этих произведениях, определяла и существенные изменения в жанровой специфике — отсутствие фантастики, показ необычного как характерного.

Это произведение состоит обычно из двух частей — повествования об определенном событии и так называемой морали, того вывода, который дается в конце (реже — в начале).

Произведения этого жанра отличаются сатирическим (реже — юмористическим) характером. В ней обычно нетрудно обнаружить экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

И интонация субъективного чувства проскальзывает в эпическом повествовании: «Под вечер они уехали

Именно как создатели ярчайших произведений этого жанра прославились в XVIII в. Ж. Лафонтен, А. П. Сумароков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев. Все это способствовало развитию реалистических тенденций, которые с особенной силой проявились в творчестве И. А. Крылова. Басня сыграла известную роль и в становлении поэзии социалистического реализма.

Не знаю, зачем я трогал Перчатки ее и шаль», здесь эпическое начало мгновенно и незаметно переходит в лирическое. В результате перед нами лирический рассказ об эпическом событии. В литературоведении жанрами называются группы произведений внутри литературных родов, объединенные общими формальными, содержательными или функциональными признаками*.

К началу XIX в. эти произведения окончательно «похоронили» поэму-эпопею. В античную эпоху развивалась поэма-эпопея — большое стихотворное лирико-эпическое произведение, посвященное важнейшим событиям в жизни народа.

Читайте также: