imagesteorija-gosudarstva-i-prava-printsip-razdelenija-vlastej-thumb.jpg

Принцип разделения властей

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную является основным принципом организации государственной власти в современном демократическом государстве. Правительство «осуществляет исполнительную власть в России». Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США1787 года.

Впервые в истории принцип разделения властей был осуществлён в империи Ахеменидов: войска не подчинялись сатрапам и в то же время военачальники не имели административной власти. Идея, лежащая в основе современного разделения властей, была заложена в конституции Римской республики — наборе прецедентных, обычно неписаных принципов. Центральное управление в Древнем Риме было разделено на три основные силы: консулов, сенат и комиции. Таким образом, каждая часть власти в республиканские времена представляла собой отдельную организацию, ни одна из которых не могла узурпировать полную власть.

Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов.

Исполнительная власть

Единая государственная власть провозглашалась как властьСоветов, то есть власть представительных органов. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».

Хотя земли и имеют неравное представительство в Бундесрате, юридически они имеют равный статус, что характеризует германскую федерацию как симметричную. Законодательная власть. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель — ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земельГамбург и Бремен). Федеральный президент издает предписания и распоряжения, для действенности которых необходима их контрассигнация Федеральным канцлером или компетентным федеральным министром.

Федеральные министры назначаются и увольняются Федеральным президентом по предложению Федерального канцлера. Федеральный канцлер определяет основные направления политики и несёт за них ответственность. В случае недоверия, выраженного бундестагом канцлеру, президент назначает канцлера, избранного бундестагом. Если доверие не одобрено большинством членов Бундестага, то в течение 21 дня президент может распустить Бундестаг по предложению канцлера.

Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр земли или бургомистр города-земли (в Гамбурге и Бремене). Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов. Исполнительная ветвь власти состоит из президента, вице-президента, и Совета министров (кабинет министров является его исполнительным комитетом) возглавляемого премьер-министром.

Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти России. В конституции президент в системе федеральных органов власти поставлен на первое место и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти, как и в конституции Французской Республики..

В своём трактате «Защитник мира» (Defensor pacis) Марсилий теоретически обосновывает необходимость разделения власти на законодательную и исполнительную. В СССР господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Основоположники теории разделения властей — Джон Локк (1632-1704) и Шарль-Луи Монтескье (1689-1755).

Читайте также: