imagesaktery-19-veka-v-rossii-mihail-schepkin-thumb.jpg

Щепкин, Михаил Семёнович

В 1816 году Щепкин поступает в труппу И. Ф. Штейна и О. И. Калиновского и играет в Харькове. Однажды М. С. Щепкина увидел на сцене драматург М. Н. Загоскин, служивший в конторе московских театров.

Во время учёбы, в 1800 году, сыграл свою первую роль слуги Розмарина в комедии А. П. Сумарокова «Вздорщица». В 1801—1802 годах играл в домашнем крепостном театре графа Волькенштейна. Во время обучения в Курском народном училище (с 1801 по 1803) был суфлёром в Курском городском театре братьев М. Е., А. Е. и П. Е. Барсовых, а также переписывал тексты ролей для актёров.

В доме профессора М. П. Погодина он познакомился с А. С. Пушкиным и А. Мицкевичем

С этого времени с разрешения графа Волькенштейна играет в театре братьев Барсовых. Кроме того, И.Котляревский вместе с С. Г. Волконским организует сбор денег по подписке, чтобы выкупить крепостного Щепкина у барина — и в 1822 году актёр получает вольную. Именно в это время начинает формироваться актёрский метод Щепкина: «искусство настолько высоко, насколько близко к природе».

Вскоре, после удачного дебюта в Москве, Щепкина пригласили в Императорский московский театр. В 1822 году он переехал в Москву уже вольным актёром

Михаил Семёнович играл в пьесе „Опыт искусства“ в трудной роли: то мужчиною, то женщиною. В тысяче видах этот Протей заблистал передо мною, как драгоценный алмаз, всеми своими гранями». Однако даже в комических ролях ему удавалось находить драматический подтекст. Освободиться от чисто комического репертуара Щепкину удаётся в 1830-е годы, когда на сцене Малого театра ставятся «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Ревизор» Н. В. Гоголя.

В 1835 году Щепкин в свой бенефис впервые сыграл Шейлока в «Венецианском купце» У. Шекспира и Симона в «Матросе» Т. Соважа и Ж. Делюрье — это по-новому раскрыло его драматический талант. Романтические трагедийные роли были встречены зрителем с недоумением, но затем стали восприниматься как достижение актёра. Летом 1863 года Щепкин по настоянию врачей отправился на лечение в Ялту. По воспоминаниям Александры Шуберт среди причин поездки именно в Ялту была надежда на встречу с Императрицей, отдыхавшей тогда в Ливадии.

Разумеется, все осталось в мечтах, — писала А. Шуберт, — до Ливадии его не допустили…». По пути в Крым больной уже Щепкин всё же давал спектакли, — в Нижнем, в Царицыне, в Таганроге. Прибыв в Керчь пароходом из Таганрога, Щепкин и здесь поддался на уговоры и сыграл два спектакля: «Ревизор» и «Москаль-чарівник», — третий был отменён из-за плохого самочувствия актёра.

Это произошло в полдень 11 августа 1863 года. Отпевали Михаила Семеновича через два дня в ялтинском соборе. Цинковый гроб с телом Щепкина привезли в Москву на лошадях 20 сентября. 22 сентября его похоронили на Пятницком кладбище; согласно последней воле Михаила Семеновича, похоронили его рядом с могилой друга — профессора Т. Грановского. Драматург А. Н. Островский (1823—1886), актёры М. Н. Ермолова (1853—1928), П. С. Мочалов (1800—1848), М. С. Щепкин (1788—1863) и П. М. Садовский (1818—1872).

Встреча с Н. В. Гоголем стала определяющей в творческой биографии артиста

В своей работе он не ограничивался драматическими ролями. Так, не все знают, что М. С. Щепкин пел на сцене Большого театра, исполняя заглавную партию в опере Л.Керубини «Водовоз». Вступление М. С. Щепкина на сцену Императорского московского театра стало крупнейшим событием в истории сценического искусства.

Роль Кузовкина явилась последней крупной работой актера в Малом театре. В апреле 1863 года с разрешением государя Щепкину был предоставлен на лето отпуск в Крым с сохранением содержания.

Приезд М. С. Щепкина в Москву совпал с периодом подъёма оппозиционных настроений в дворянской среде накануне восстания декабристов

Сначала он поселился у своих знакомых, но вскоре его перевезли в гостиницу. Ушел из жизни 11 (23) августа 1863 года в Ялте. Похоронен в Москве, на Пятницком кладбище. В Википедии Загоскин вообще не упоминается, а указано что помогал Щепкину попасть в московский театр В.И. Головин.

Одну из историй, рассказанных М. С. Щепкиным, А. И. Герцен ввёл в повесть «Сорока — воровка»

В истории русской культуры имя Михаила Семеновича Щепкина (6 (18) ноября 1788 — 11(23) августа 1863) по праву принадлежит слава театрального искусства. М. С. Щепкин родился в Белгородском крае, в семье крепостных графа Г. С. Волькенштейна.

С сочувствием и сердечной болью он вспоминал о трагичной судьбе крепостных актёров. Его отзыв был предельно краток: «Актёр — чудо-юдо». Это была золотая пора «просвещённых театралов», интереснейший период в истории русского театра, время достаточно сложных театральных реформ. Молодая труппа Императорского московского театра находилась в стадии формирования, а руководство ставило вопрос об отпущении на волю крепостных артистов, чтобы впредь на сцене играли только вольные.

Частым гостем в домах Т. Н. Грановского и М. С. Щепкина был И. С. Тургенев

И всегда и везде Михаил Семёнович Щепкин сохранял самобытность суждений и гуманизм. Новое общение обогатило его и ввело в самый центр интеллектуально-идейной жизни эпохи, одной из задач которой был поиск законов развития общества. Заслуга его перед театром состоит не только в утверждении художественного реализма в искусстве, но и в подходе к раскрытию законов актёрского творчества.

Правда, восстание декабристов помешало исполнению постановки на сцене театра, — слишком велика была аналогия героев пьесы с героями Сенатской площади. Роль Фамусова в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» открыла новый этап в развитии русской актёрской школы. В творчестве Щепкина отразилась нерасторжимость романтических и реалистических тенденций. Он всегда играл Городничего превосходно, но теперь становится хозяином в этой роли и играет её всё с большею и большею свободою.

Творческая жизнь Михаила Щепкина началась в провинции, в частных театрах. Благодаря родственным отношениям с профессором университета П. С. Щепкиным, Михаил Семёнович сразу вошёл в известный свободомыслием круг профессоров Московского университета.

Читайте также: