Урок русского языка в 9 классе: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»

173. Прочитайте, укажите сложные предложения и их строение; спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах. В доме опять запели, и издали скрипка производила впечатление человеческого голоса.

А. Кр.) Я поспешил исполнить желание его, лишь бы не дать ему говорить, и принялся рассказывать. В деревне он продолжал вести такую же нервную и беспокойную жизнь, как в городе. Он много читал и писал, учился итальянскому языку и, когда гулял, с удовольствием думал о том, что скоро опять сядет за работу.

Урок русского языка в 9 классе: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»

Он много говорил, пил вино и курил дорогие сигары. У Коврина стали слипаться глаза. Он встал и в изнеможении прошелся по гостиной, потом по зале. Когда пение прекратилось, он взял Таню под руку и вышел с нею на балкон.

Наконец, он вышел из пределов земной атмосферы и теперь блуждает по всей вселенной, все никак не попадая в те условия, при которых он мог бы померкнуть. Но удивительнее всего, — засмеялся Коврин, — что я никак не могу вспомнить, откуда попала мне в голову эта легенда. Отпустив Таню к гостям, он вышел из дому и в раздумье прошелся около клумб. Уже садилось солнце.

СЛОЖНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ

Через минуту опять порыв ветра, но уже сильнее, — зашумела рожь, и послышался сзади глухой ропот сосен. Коврин остановился в изумлении. Монах в черной одежде, с седою головой и черными бровями, скрестив на груди руки, пронесся мимо… Босые ноги его не касались земли. Уже пронесясь сажени на три, он оглянулся на Коврина, кивнул головой и улыбнулся ему ласково и в то же время лукаво. В парке и в саду покойно ходили люди, в доме играли, — значит, только он один видел монаха.

Он громко смеялся, пел, танцевал мазурку, ему было весело, и все, гости и Таня, находили, что сегодня у него лицо какое-то особенное, лучезарное, вдохновенное, и что он очень интересен. Сложносочинённые предложения, в состав которых входят сложноподчинённые предложения. Л. Т.) В этом сложносочинённом предложении сочинитель­ный союзно стоит между сложноподчинёнными предложениями.

Л. Т.) 9) Ночной же порою, когда темнотою земля покрывалась и в небе с луною одна за другою звезда зажигалась, на луг благовонный являлся свет­ляк. Ж) 10) Заголосили петухи, а голова всё ещё болела, а в ушах был такой шум, как будто Ергунов сидел под железнодо­рожным мостом и слушал, как над его головой проходил по­езд. Ч.) 11) Уже совсем ра…вело и народ стал поднима…ся, когда я вернулся в свою комнату.

II. 1) Расставшись с Максимом Максимычем я живо про­скакал Терекское и Дарьяльское ущелья завтракал в Казбеке чай пил в Ларсе а к ужину поспешил во Владикавказ. По-видимому, своим словам придавал он не малое значение и чтобы усугубить им цену старался произносить их врастяжку с не­которою торжественностью. Ч.) 4) Мелитон плёлся к реке и слушал как позади него мало-помалу замирали звуки свирели. Высокая нотка задрожала оборвалась и свирель смолкла.

О как звучен как прекрасен греческий язык! — говорил он со сладким выражением и как бы в доказательство своих слов прищурив глаз и подняв палец произносил:-Антропос! I. 1) Степь почти вся в сухом ж…лтом свете она каже…ся песчаной кое-где среди неё вспухли сады и от их тёмных пятен ж..лтый свет ещё горячей. Кусками сала или сахара разбро­са…ы белые хаты хуторов около них ч…рные тополя игрушеч­ные люди чуть передвигаются передвигаются маленькие волы и всё та…т в струях знойного марева.

Л.) 14) Я всякому ты знаешь рад. (Гр.) 15) Казаки слышно было сделали отличную атаку. (Л. Т.) 16) И нынешней ещё весной с него обрушились весь город это зна…т два журналиста да портной.

А между тем з…ря разгорается вот уже золотые полосы протянулись по небу в оврагах клубя…ся пары жаворонки звонко поют предрас­светный ветер подул и тихо всплыва…т багровое солнце. Свет так и хлын…т потоком сердце в вас встрепенё…ся как птица. Свежо весело любо! Далеко видно кругом. Убеждение это они выносят из начальной школы и уже не меняют никогда. Услышав однажды: перед словами что и который ставится запятая, дети следуют этому правилу неукоснительно.

Перед нами сложноподчиненное предложение, в котором союз что присоединяет придаточное изъяснительное. В перечисленных случаях ученики запятую обычно ставят, и разная роль, в которой выступает слово что, не влияет на пунктуацию. Ум и смекалка что брат с сестрой. С ним водиться что в крапиву садиться.

Мать нарочно поддразнивала Чука и Гека, потому что веселый у нее был характер. Благодаря тому что лето было очень жаркое и сухое, понадобилось поливать каждое дерево. Со Швабриным я встречался редко и неохотно, тем более что замечал в нем скрытую к себе неприязнь. Что война и тут ступала, впереди тебя прошла. Дерсу сказал, что это не тучи, а туман и что завтра будет день солнечный и даже жаркий. И что ему померещилось, до сих пор не могу понять!

И что ж от долгого мученья, как пепл, сберечь ей удалось? Голова у нее точно была на месте, и что ей можно делать, а что нельзя, она знала твердо. Ты лучше голодай, чем что попало есть, и лучше будь один, чем вместе с кем попало. Задание 1. Объясните постановку запятой перед что или ее отсутствие в приведенных предложениях. 5. И тут же неизвестно что померещилось Пелагее Антоновне.

10. Увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. 11. Он подумал, что, вероятно, пришел некстати, что, быть может, она ждет кого-нибудь и что с ним ей тягостно. Задание 2. Укажите номера предложений, в которых перед словом что нужна запятая. 5. Дитя что тесто: как замесил, так и выросло. 12. И что бы я ни начинала делать, вечно меня преследуют неудачи.

Аналогичные значения могут быть и в предложениях, где главные члены выражены инфинитивом. В то время я только что получил место и ехал с товарищем на прииск. Иногда сложные предложения различаются употребляемы­ми в них союзами и формами глаголов-сказуемых. М. Г.) 3) Луны не было на небе она в ту пору поздно всхо­дила. Такие союзы не разделяются на части запятой и в том случае, когда придаточное стоит перед главным.

Читайте также: