imagesosobennosti-vizantijskogo-izobrazitelnogo-iskusstva-v-period-ikonoborchestva-kratko-thumb.jpg

Византийское искусство VI — VII вв.

Храм Св. Софии в Константинополе. Искусство отразило в своих образах государственные и религиозные идеи, а также богатство Византийской империи. Первый период развития византийской культуры примечателен также формированием новых видов искусств. Изучение и идентификация предметов прикладного искусства Византии IV–VII века. Древние художественные традиции различных областей империи. Изобразительное искусство первой половины XIX века. Памятники ампирной архитектуры.

Основание нового Рима ознаменовало новый этап в истории человечества. Главным въездом в Константинополь служили Золотые ворота. Император Константин велел выстроить множество домов для желающих переселиться в новую столицу. Строительство крепостных стен было закончено только в V в. при императоре Феодосии. Уже в IV в. в культовой архитектуре Византии возникают новые типы храмов, принципиально отличающиеся от своих античных предшественников, — церковные базилики и центрические купольные здания.

Подобно смиренному христианину с его богатой внутренней духовной жизнью, храм должен был быть подчёркнуто строг в своём экстерьере. Барабан прорезан окнами, дающими сильный свет, сконцентрированный в подкупольном прострнстве. Базилика представляет собой прямоугольное в плане здание. Центральная часть в многонефной базилике обычно делалась высокой и перекрывалась двускатной кровлей; к ней примыкали более низкие боковые, образуя ступенчатый силуэт.

Однако, если в античную эпоху мозаикой чаще всего украшали поло здания, то теперь мозаичные композицииразместились на стенах. Вполне понятно, что у верующих была потребность в изображениях тех, кому они поклонялись.

Так возникло символическое изображение Христа в виде юноши-пастуха (так называемый «Христос Добрый пастырь»). Христиане же считали, что бога нельзя представлять в виде человека, и уничтожали статуи богов, называя их идолами.

Они поклонялись страдающему Богу и чтили внутреннюю, душевную красоту, оставляя в стороне красоту телесную. Тогда-то христианство и обратилось к надгробному портрету, который в то время существовал как в живописной, так и в скульптурной формах. Много таких живописных портретов было обнаружено в египетском оазисе Эль-Фаюм, отчего они и получили название «фаюмских».

Утверждаются антропоидные основы религиозных и художественных воззрений, изображение бога в человеческом образе становится обязательным. Однако уже в V веке слишком прозрачная символика христианских фресок становится многосложной, вместо буквальной иллюстрации изображения символически и дидактически истолковывают события.

Эти предметы получили в науке название «византийский антик» (от слова «античность»). Византийская скульптура первоначально была ограничена светской тематикой. Уже в рельефе IV века проявилась одна из основных особенностей средневекового искусства — разномасштабность, заимствованная из искусства Древнего востока. Кроме разномасштабности рельефам присущи неподвижность и фронтальность центральных персонажей, плоскостность и симметрия в построении композиций.

Византийское искусство VI — VII вв.

Оказалось, что пергамен в отличие от папируса легко принимает краску. Они располагались на отдельном оисте и занимали бОльшую его часть. В них особенно часто художники использовали красную краску, называемую по латыни «миниум». Для миниатюр художники использовали разные образцы: пейзажи они копировали с произведений античной живописи, использовали в качестве образцов и античные рельефы.

Время Юстиниана и его ближайших преемников отмечено полной и окончательной христианизацией философии, литературы, изобразительного искусства. При Юстиниане византийское искусство приобретает полную самостоятельность. Во дворце Халкэ в Константинополе был создан цикл мозаик, в которых изображены военные триумфы византийских полководцев.

В столице Византии оформился выдающийся единый архитектурный ансамбль: Ипподром, Большой дворец с полом, выложенным мозаиками, и центральное здание города — храм святой Софии (строился в 532—537). Это главный памятник не только этой эпохи, а всей византийской истории. Затем здание было уничтожено огнем и вновь возведено на одном из холмов Константинополя.

Своими размерами и смелостью строительных приемов этот храм превосходит все другие здания. В то же время это целое многообразно по значению. В их палитре нежно-голубые, зеленые и ярко-синие краски, бледно-лиловые, розовые и красные разных оттенков. Мозаика базалики Сан Витале в Равенне. Светскую живопись этого периода можно представить только по двум сохранившимся большим мозаикам на боковых стенах апсиды церкви Сан Витале в Равенне.

Портретные образы в равеннской мозаике претворены в торжественную процессию — в ней император приобщается к неземному величию. В легком повороте его фигуры и направлении рук у него и его спутников выражен духовный порыв — фигуры не ступают по земле, а как бы парят, проплывают.

В Никее сохранилась фреска, известная как «Никейские ангелы». По оценке искусствоведов, эти мозаики с недавно раскрытыми мозаиками храма Софии в Константинополе — самые возвышенные из всех известных созданий ранневизантийской живописи. К VII в. относятся мозаики церкви св. Димитрия в Солуни. Их фигуры напоминают каменные столбы — византийское искусство как бы возвращается к самой первоначальной стадии.

Все ранние иконы, как и фаюмские портреты, созданы в технике восковой живописи — энкаустики, наиболее виртуозной и ценимой в античности. Многие из дошедших до нас икон V—VI вв. принадлежат к так называемому «портретному» типу, тесно связанному со старинной позднеэллинистической традицией.

Ничего схематичного или условного нет в этом на редкость индивидуальном и конкретном образе. В лике Христа черты индивидуальной портретности соединяются с идеальной возвышенностью и гармоничностью образа. Распространение икон на территории Византийской империи.

Изобразительное искусство и архитектура времени иконоборчества, религиозная и светская тематика, знаменитые живописцы. Исторические особенности формирования Византийской империи, их влияние на культуру Византии. Особенности исторического развития Византии: образование, научные знания, философия, изобразительное искусство, архитектура, музыка.

Поздняя античность и раннее христианство Византии почти неотделимы друг от друга. В одном и том же произведении искусства этого периода можно найти тесно переплетённые черты того и другого. Церковь Преображения Господня в г. Кижи. Изобразительное искусство.

Читайте также: