Позже, потерпев ряд поражении, скифы покинули этот регион и вернулись в Северное Причерноморье. Имя скифов, известное нам прежде всего из сочинений греческих и латинских авторов, использовалось там в разных значениях. Навершие в виде головы оленя. Фрагмент. Согласно его рассказу, скифы пришли в Причерноморье из Азии, вытеснив отсюда киммерийцев.
Греческие поселенцы, начавшие с VII в. до н.э. активную колонизацию северного побережья Черного моря, первоначально вошли в соприкосновение именно с этим народом. Историческая наука Нового времени издавна проявляла внимание к сведениям о скифах, сохраненным греко-римской традицией — в сочинениях Геродота, Страбона, Плиния Старшего и других авторов.
К сожалению, почти полностью отсутствуют данные о скифском языке. Все, чем располагают ученые, — некоторое число личных имен и географических названий, оставшихся в иноязычных текстах. Но и этих остатков оказалось достаточно, чтобы определить: скифский язык принадлежал к иранской группе, входящей в индоиранскую ветвь индоевропейской семьи языков.
Отдельные дошедшие имена и названия свидетельствуют, что в евразийских степях обитали и иные ираноязычные народы. Вопрос о происхождении скифов решается путем синтеза письменных и археологических данных. В предскифское время в Северном Причерноморье и Нижнем Поволжье обитали носители одной археологической культуры — срубной.
Древние Скифы. Кто они и откуда
Вероятно, именно это племя первоначально и было носителем самоназвания «скифы». С этого времени начинается примерно четырехсотлетний период их господства в причерноморских степях.
Переосмысленные в духе собственно скифских концепций, эти образы закрепились в скифской культуре. Совершенно очевидно, что все эти изображения имели в глазах скифов некое важное содержание, но вопрос о семантике скифского звериного стиля до сих пор составляет предмет дискуссий. Как это, однако, ни парадоксально, данный эпизод представляет для нас интерес прежде всего не как важная страница политической истории скифов, а с точки зрения исследования скифской культуры.
Греки, скифы, сарматы и Босфорское государства
В погребениях знати таких камер могло быть несколько. В пространстве камеры, а иногда и входной ямы размещался основной сопровождающий умершего инвентарь. В обряде похорон скифского вождя, по рассказу Геродота, участвовали все его подданные, силами которых и воздвигалась гигантская насыпь.
Набор инвентаря в скифских могилах достаточно традиционен, хотя в аристократических курганах он, конечно, неизмеримо богаче, чем в рядовых. В мужских погребениях это прежде всего предметы вооружения.
Второе господство скифов в Азии; войны в Египте и Палестине — 13в. до н.э.
Многие парадные и ритуальные предметы из скифских курганов снабжены изображениями на сюжеты греческих мифов и сказаний. Котел, конечно, не сохранился, но о его форме можно судить по многочисленным бронзовым котлам, зачастую находимым в скифских курганах. Что же касается размеров находившегося в Эксампее котла, то данные Геродота на этот счет, несомненно, преувеличены и имеют чисто легендарный характер.
В соответствии с древней индоиранской традицией скифское общество делилось на три сословия— воинов, жрецов и рядовых общинников: земледельцев и скотоводов. Эпоха Атея, к которой относятся почти все наиболее известные богатые скифские курганы, — период последнего подъема могущества скифов. Описывая сарматское нашествие на Скифию, Диодор Сицилийский сообщает, что они опустошили значительную ее часть и, «поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню».
Но то была уже новая страница в истории региона, известна достаточно детально. Необходимо кратко коснуться и культуры тех частей евразийского степного пояса, которые располагались к востоку от Скифии. Материальная их культура в результате раскопок сотен и тысяч курганов. Курганы упомянутых племен были исследованы в низовьях Сырдарьи и в Центральном Казахстане, на Тянь-Шане, Памире и Алтае, в Минусинской котловине и даже в Восточном Туркестане.
В культуре их обитателей слились черты, унаследованные от эпохи расцвета Скифского царства, и те, что были принесены новым населением Причерноморья — сарматами.