Альберт Эйнштейн разрешил этот парадокс в своей специальной теории относительности. Научная картина мира — не догма и не абсолютная истина. Научная картина мира — одно из основополагающих понятий в философии науки — особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий.
Система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире называется сциентизм. В процессе познания окружающего мира в сознании человека отражаются и закрепляются знания, умения, навыки, типы поведения и общения.
Картина мира — системное образование, поэтому её изменение нельзя свести ни к какому единичному (пусть и самому крупному и радикальному) открытию. Также может использоваться словосочетание естественнонаучная картина мира. В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. В таком развитии — суть научного метода. В этом же значении используются термины образ мира, модель мира, видение мира, характеризующие целостность мировоззрения.
Научная картина мира
В основе религиозной картины мира лежит вера в истинность тех или иных суждений, принадлежащих какому-либо авторитету. С одной стороны, история философии — это гуманитарная наука, основной метод которой — толкование и сравнение текстов.
Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение.
Понятие научной картины мира как средство методологического анализа
Существуют различные мнения о том, как изменяются представления о мире в истории человечества. В момент Большого взрыва Вселенная занимала микроскопические, квантовые размеры. В соответствии с инфляционной моделью, в начальной стадии своей эволюции Вселенная пережила период ускоренного расширения (инфляции).
Переход энергии в массу не противоречит физическим законам, например, рождение пары частица-античастица из вакуума можно наблюдать и сейчас в научных экспериментах. В соответствии с одной из них, взрыв порождён флуктуациейвакуума. В результате термоядерных реакций в звёздах были синтезированы более тяжёлые элементы (вплоть до углерода). После взрывов вещество сгущалось снова, в результате чего зажигались звёзды следующих поколений, вокруг которых образовывались планетные системы.
Под действием гравитации в газопылевых облаках формируются сгущения с образованием вращающихся газопылевых дисков. В остальных частях диска образуются планеты. Как показывают исследования последних лет, планетные системы вокруг звёзд весьма распространены (во всяком случае в нашей Галактике). В Галактике имеется несколько сотен миллиардов звёзд и, по-видимому, не меньшее количество планет.
§ 1. Понятие «картина мира». Специфика философской картины мира
Чем дальше расположен объект от нашей галактики, тем быстрее он от нас удаляется (но это не означает, что мы находимся в центре мира: то же самое справедливо для любой точки пространства). Видимое вещество во Вселенной структурировано в звёздные скопления — галактики.
Сверхскопления сосредоточены в основном внутри плоских слоёв, между которыми находится пространство, практически свободное от галактик. Тёмная материя, как и обычное вещество, также сосредоточена в галактиках. Понятия пространства и времени составляют основу физики. В начале двадцатого века учёные обнаружили в ньютоновской физике некоторые противоречия.
По классификации Конта, научная картина мира олицетворяет собой третью, позитивную (после теологической и метафизической) фазу последовательного фазиса философской мысли в истории всего человечества.