imagesnapisat-pro-hlestakova-harakter-rech-postupki-tsitaty-thumb.jpg

Образ Хлестакова в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Есть среди нас и Хлестаковы. Трусость городничего и боязнь возмездия превращают Хлестакова в ревизора. Но как преображается Хлестаков, когда в его комнату заходит слуга с тарелками и салфетками. Хлестаков умеет и подольститься. Хлестаков врет так, что сам верит в пылу в сказанное и не может остановиться. Хлестаков, о котором писал сам Гоголь…» (Соболев Ю. В. МХАТ и его студии // Вестн. театра.

Один из самых известных и сложных образов русской литературы. Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими.

Образ Хлестакова в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет.

Пьеса была встречена неоднозначно, но досконально известно, что Пушкин, который и подал идею сюжета, был в полном восторге. Краткий сюжет. Случайно попав в глухой провинциальный городок и полностью проигравшись в карты, петербургский щеголь Хлестаков оказался в центре случайных ошибок. И он тоже старается быть вежливым и всем угодить. Говоря о Хлестакове, сам Гоголь подчеркивал обыденность персонажа, называя его «добрым малым».

Его учили ухаживать за дамами — и он ухаживает. Впрочем, он так уверен в лёгкости жизни, что его испуга не хватает надолго. Постепенно образ Хлестакова воспринимался всё более углубленно, обретал символическое значение. Белинский называл главным действующим лицом пьесы (в противовес самому автору) не Хлестакова, а Городничего. Белинский о Хлестакове: «Многие почитают Хлестакова героем комедии, главным её лицом. Это несправедливо.

Фигура Хлестакова: воздушна; во всякий момент она готова расплыться туманным пятном. Он весь в неверном полёте. Главная роль пропала… Дюр ни на волос не понял, что такое Хлестаков. Хлестаков сделался чем-то вроде… целой шеренги водевильных шалунов…». Есть ещё трудней роль во всей пьесе — роль Хлестакова.

Каждое слово его, то есть фраза или речение, есть экспромт совершенно неожиданный и потому должно выражаться отрывисто. Который к тому же «всё забирает на счёт и ни копейки не хочет платить». Желая получить обед в долг, он очень вежливо обращается с трактирным слугой, называя его «братцем», «любезным». Желая произвести впечатление на Анну Андреевну и Марью Антоновну, Хлестаков говорит языком бомонда. Хлестаков на протяжении нескольких сцен не догадывается, что ему дают взятки.

Даже у Добчинского и Бобчинского (которым, казалось бы, незачем давать взятку ревизору) Хлестаков просит взаймы, причём делает это «вдруг и отрывисто», и даже не ссылается на «странный случай». И только после вмешательства Осипа, который явно умнее своего барина (и понимает, что и натура, и деньги — всё взятки), Хлестаков молча соглашается, чтобы Осип всё забрал.

Быть может, в первый раз за все те восемь десятилетий, которые насчитывает сценическая история „Ревизора“, — на русской сцене явлен, наконец-то! И.Ильинский] убедительно показывал, что характер этого человека прежде всего в том, что у него нет никакого характера, а есть только поразительная приспособляемость к месту и времени. Если у автора Хлестаков, впервые появляясь на сцене, мучительно ищет способ избавиться от хронического безденежья, то персонаж Алексея Девотченко в начале спектакля спокоен и деловит.

Л. Н. Толстой отмечал, что «Мартынов был первым настоящим Хлестаковым. Хлестакова, воплощавший пошлость, пустоту, ничтожество чиновничьего мира николаевской России». Главным в жизни Хлестакова были деньги, чины, карьера и светская жизнь. Но все это ему осуществить не удалось, и он едет в деревню.

А тут и случай удобный подворачивается – его принимают за ревизора. Словом, редко кто им не будет хоть раз в жизни». Сцена за сценой раскрывают перед нами яркий образ Хлестакова. Жить в деревне Хлестакову не нравится, ему больше по душе столичная жизнь. «Душа моя жаждет просвещения», «ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». И он остается в городе без средств, ему грозит тюрьма. Долгое сидение в гостинице, страх перед приездом ревизора и заставляет чиновников во главе с городничим увидеть в проезжающем «елистратишке» государственного чиновника.

1) Реализм в отражении жизни, в композиции, в изображении характеров и в языке комедии

Он понимает, что его приняли за государственного чиновника, и старается извлечь из этого самую большую пользу для себя: вымогает деньги, берет взятки, волочится за дочерью и женой городничего.

Комедия «Ревизор», написанная в первой половине 19 в., не утратила своего значения и по сей день. Еще живут среди нас городничие, почмейстеры и другие герои, похожие своими чертами на героев комедии. Недаром говорят: врет как Хлестаков. Хлестаков – образ пустого, никчемного человека, не способного ни на что хорошее для общества. Гоголь изображает в пьесе самые разные слои общества города N. Но особого внимания, на мой взгляд, заслуживает Хлестаков.

Итак, знакомьтесь: “Иван Александрович Хлестаков из Петербурга”! Хлестаков – «елистратишка» из Петербурга, типичный представитель чиновника, повертевшегося в департаментах и гостиных, книжных лавках и кофейнях. Благодаря этому «постмодернистскому» штриху, многое в Хлестакове становится ясным с самого начала. Это был Хлестаков, представленный слугой Осипом. Из полученного письма высшие чиновники города узнают о прибытии в их город инкогнито ревизора из Петербурга — и принимают за него Хлестакова.

Читайте также: