Распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом. Принцип гласности. Единство финансовой политики и денежной системы. Такие финансовые балансы составляются и в масштабах субъектов Федерации и муниципальных образований.
Принципы носят общеобязательный характер, поскольку непосредственно закреплены в правовых нормах или выводятся логически из их совокупности. Принципы отечественного финансового права были впервые сформулированы Е. А. Ровинским применительно к советскому периоду в качестве принципов финансовой деятельности государства.
Содержание названных принципов основано на положениях Конституции РФ, как общих, так и относящихся именно к финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Повышение эффективности реализации данного принципа в финансовых отношениях относится к числу первостепенных задач российского государства. Равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов РФ в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство.
Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства. В последнее время появились новые общественные организации широкого профиля и определенного финансового направления деятельности.
Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления
И здесь необходимо прогнозирование для определения направлений использования финансовых ресурсов. Оно осуществляется на всех территориальных уровнях, а также в разных отраслях и сферах экономики, в рамках предприятий, организаций и учреждений. В масштабе государства в целом составляется сводный финансовый баланс, в котором учитываются финансовые ресурсы страны.
Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности. Все эти принципы требуют развития и углубления, конкретизации в финансовом законодательстве и последовательной реализации. Финансовый институт — это группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.
Правовые формы финансовой деятельности
Единство финансовой политики — необходимое условие гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст.75).
Принцип федерализмав финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов.
Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.
Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования — как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций. Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции.
Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы: бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы. Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.
Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных органов.
Смотреть что такое «ФИНАНСОВОЕ ПРАВО» в других словарях:
Этот принцип предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. В конечном итоге реализация этого принципа отражается на частных интересах личности. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый порядок финансирования бюджетных расходов и т.д.
Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ч. I ст.75). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Кризисное состояние экономики страны негативно проявляется в реализации данного принципа. Конституция РФ исходя из этого принципа определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти.
В условиях перехода к рыночной экономике финансовое планирование претерпело значительные изменения в сравнении с существовавшим в период действия административно-командной системы.
На их основе производится прогнозирование мобилизации и использования финансовых ресурсов на длительный период, а также годовое финансовое планирование. Финансовым планированием охвачены все звенья финансовой системы. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию в качестве правового государства.
Основы принципа гласности установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.