imagesk-printsipam-finansovoj-dejatelnosti-gosudarstva-otnosjat-printsip-thumb.jpg

Принципы финансового права

Распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и ис­полнительной властей. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом. Принцип гласности. Единство финансовой политики и денежной системы. Такие финансовые балансы составляются и в масштабах субъектов Федерации и муниципальных образований.

Принципы носят общеобязательный характер, поскольку непосредственно закреплены в правовых нормах или выводятся логически из их совокупности. Принципы отечественного финансового права были впервые сформулированы Е. А. Ровинским применительно к советскому периоду в качестве принципов финансовой деятельности государства.

Содержание названных принципов основано на положениях Конституции РФ, как общих, так и относящихся именно к финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Повышение эффективности реализации данного принципа в финансовых отношениях относится к числу первостепенных задач российского государства. Равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов РФ в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство.

Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства. В последнее время появились новые общественные организации широкого профиля и определенного финансового направления деятельности.

Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления

И здесь необходимо прогнозирование для определения направлений использования финансовых ресурсов. Оно осуществляется на всех территориальных уровнях, а также в разных отраслях и сферах экономики, в рамках предприятий, организаций и учреждений. В масштабе государства в целом составляется сводный финансовый баланс, в котором учитываются финансовые ресурсы страны.

Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности. Все эти принципы требуют развития и углубления, конкретизации в финансовом законодательстве и последовательной реализации. Финансовый институт — это группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Правовые формы финансовой деятельности

Единство финансовой политики — необходимое условие гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст.75).

Принцип федерализмав финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов.

Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования — как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций. Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции.

Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы: бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы. Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.

Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных органов.

Смотреть что такое «ФИНАНСОВОЕ ПРАВО» в других словарях:

Этот принцип предпола­гает использование финансово-правовых институтов в целях госу­дарственного регулирования экономики, исходя из общезначи­мых задач общества. В конечном итоге реализация этого принципа отражается на частных интересах личности. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый поря­док финансирования бюджетных расходов и т.д.

Введение и эмис­сия других денег в Российской Федерации не допускаются (ч. I ст.75). Эти органы руководствуются в своей деятельности за­конодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Кризисное состояние экономики страны негативно проявляется в реализации данного принципа. Конституция РФ исходя из этого принципа определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти.

В условиях перехода к рыночной экономике финансовое плани­рование претерпело значительные изменения в сравнении с суще­ствовавшим в период действия административно-командной сис­темы.

На их основе производится прогнозирова­ние мобилизации и использования финансовых ресурсов на дли­тельный период, а также годовое финансовое планирование. Финансовым планированием охвачены все звенья финансовой системы. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию в качестве правового государства.

Основы принципа гласности установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Читайте также: